Покрасочно-сушильная камера — крупногабаритный агрегат, с применением которого окрашивают автомобили, самолеты, водные суда, а также высушивают лакокрасочное покрытие. Говоря упрощенно, можно сказать, что такие камеры представляют собой бокс, оснащенный оборудованием для качественной, недорогой и быстрой покраски кузовных частей. Устройство покрасочной камеры мы рассмотрим подробнее.
Из чего состоит?
Перечень обязательных деталей, узлов и агрегатов включает:
- помещение, в котором проводятся малярные работы и сушка;
- систему воздушных фильтров;
- инженерную конструкцию для подачи (нагнетания) воздуха;
- тепловой элемент для нагрева воздуха;
- комплекс для управления рабочими процессами.
В состав обязательно входит осветительная конструкция, полноценная работа без ее применения невозможна. В статье описан состав простейшей камеры, фактический перечень может быть намного длиннее.
Способ нагрева воздуха
Требования к покрасочной камере предполагают обязательное наличие нагревательной системы. Она применяется для прогрева воздуха и как следствие — ускорения сушки ЛКП. Нагревательная система бывают разных видов.
1. Электрическая нагревательная система. В качестве нагревателя выступают простые ТЭНы.
2. Газовая. Нагревающий элемент — газовая горелка. В долгосрочной перспективе такая система нагрева выгоднее электрической, но изначально камеры с газовым нагревом стоят дороже.
3. Дизельная. Дешево на этапе покупки, но дорого в процессе эксплуатации, особенно в зимнее время, когда нужно нагревать холодный воздух.
Таким образом, наиболее выгодным вариантом являются газовые системы нагрева.
Режимы работы
Вне зависимости от того, как реализовано устройство окрасочно-сушильной камеры, данное оборудование работает в определенных режимах.
- Окраска. В рамках этого режима приточная группа всасывает воздух, прогоняет через систему фильтров и передает его в систему нагрева. Воздух нагревается до температуры от + 18°С до + 23°С и в конечном итоге обдувает изделие вертикально, сверху вниз. Цель применения этого режима — удаление лишних паров и частиц.
- Обдув. Продолжительность работы в этом режиме не превышает 10 минут. Цель — удаление испарений растворителя с окрашенной поверхности.
- Сушка. По окончании обдува электромоторы и вентиляторы приточной и вытяжной групп деактивируются. В спокойном режиме с помощью пневматического привода происходит переключение заслонки, отвечающей за работу режимов камеры, в режим сушки. После этого вентиляторы приточной группы снова начинают работу, воздух, в зависимости от текущих потребностей, может быть нагрет до 80 градусов. Оптимальная температура воздушного потока и время сушки задается на контрольной панели, но может быть установлена заранее. Чтобы не допустить опасную концентрацию паров растворителя, в установке предусмотрен частичный забор воздуха с улицы (от 10% до 15%).
- Охлаждение. После того, как сушка завершена, происходит остановка электромоторов и обратный перевод заслонки в режим окраски. Двигатели и вентиляторы запускаются, и при выключенном нагревательном элементе конструкция покрасочной камеры охлаждается до 30 градусов.
Каждый из этапов является логичным продолжением предыдущего шага и необходим для качественной окраски изделия. Требования к покрасочной камере указывают на то, что она должна быть не только эффективной, но и безопасной, потому особое внимание уделяется безопасности персонала и людей, работающих поблизости.
Система освещения
Покрасочные камеры оснащают светодиодными светильниками, что позволяет достичь таких преимуществ:
- зажигание без посторонних шумов и мерцания;
- полное отсутствие стробоскопического эффекта;
- стабильное свечение, скачки напряжения на него никак не влияют;
- нет мигания и вспышек;
- примерный срок эксплуатации составляет 100 000 часов;
- оптимизированы эксплуатационные расходы, ремонт и замена требуются крайне редко;
- система экономна, траты на электроэнергию минимальны;
- нет мерцания, а значит нет и вреда для зрения оператора.
Светильники комплектуются светодиодами с нейтральной цветовой температурой (6500 К).